Рубль и инфляция – два оселка, от которых зависит картинка финансового рынка в 2015 году.
Прогнозы, прогнозы… Уже более месяца финансовые прогнозы, тесно переплетенные с общеэкономическими и обильно приправленные размышлизмами на тему политики, – в центре внимания СМИ, экономистов, депутатов, Фейсбука и бабушек на дворовых детских площадках.
Главная ошибка российских прогнозов: интерес к ним, равно как и появление их идут по принципу «Когда ехать, тогда и запрягать». Или, если еще точнее: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».
Гром грянул в начале ноября в виде решения Центробанка отпустить курс рубля и последовавшим за этим девальвационным скачком курса рубля. Началось время прогнозов.
Проблема в том, что большинство из них делается исключительно из желания «пусть будет так, как мне хочется», либо из необходимости «так надо сказать».
Как следствие:
Центробанк по-прежнему с серьезным лицом говорит о коррекции прогноза по инфляции на процент-другой. Мол, не 7% будет, а все 8%. Или даже 8,5%.
Гиперактивный депутат, подобно Катону повторяющий: «Карфаген должен быть разрушен» (сиречь Центробанк должен быть наказан), – кричит о 50 рублях за доллар и выше.
Обыватель согласно кивает, ибо отечественное кино фильмы ужасов снимать толком не научилось, западные «ужастики» уже все пересмотрены, а поужасаться хочется. Поэтому – согласен с депутатом с уточнением: «Говорят, что следующим летом будет курс в 200 рублей за доллар».
Представитель Сбербанка не советует населению покупать доллары – положено так говорить.
«Правильный» политик и чиновник говорит, что «рубль, мол, недооценен» и, наоборот, будет все «опять хорошо».
Банкир… Банкир молчит. Потому что ни в финансах, ни в экономике, как правило, не разбирается, а последние семь лет стал докой исключительно в ИТ-системах, отладке скоринга, маркетинге и организации сети продаж. У него, правда, есть казначей, но он занят.
Рецепт создания российской карты прогнозов прост: все это хорошенько перемешать, добавить мысли о вселенском заговоре по снижению цен на нефть и выдать «на-гора».
К сожалению, формат журнальной колонки слишком мал, чтобы проанализировать все факторы подробно. Посему ограничусь лишь собственными самоуверенными утверждениями.
Относительно курса доллара. Коль скоро автор этих строк уже озвучивал свой прогноз на ТВ, на страницах СМИ и Фейсбука, то было бы глупо задним числом что-то менять, стараясь выглядеть более безупречным аналитиком. Курс рубля к концу года, полагаю, окажется в районе 42–43 рубля за доллар, 50–52 рубля за евро. Центробанк умудрился отпустить рубль в «свободное плавание» в разгар мощнейшего ралли доллара по отношению к большинству мировых валют, золоту и нефти. В итоге естественное ослабление самого рубля умножилось рывком доллара. Следствие: многим стало казаться, что рубль катится в пропасть. Однако мне трудно согласиться с мыслью, что «рубль недооценен». Наоборот, эффективность труда в стране, зарплаты переоценены. И, скорее всего, после планки 42–43 рубля за доллар рубль плавно продолжит мягкую девальвацию. Вызывая ворчание обывателей и олимпийский гнев думцев. Облегчая проблемы бюджета и перспективы российской экономики. И слава богу – твердый рубль сдерживал всякое развитие (кроме государства как сырьевого рантье) почище тугого корсета, изводящего юную дебютантку на первом бале.
Относительно инфляции. При всем уважении к ЦБ и прочим ответственным лицам, прогнозы по инфляции с поправкой «на полпроцентных пункта» выглядят как-то… смешно, что ли. Ощущение, будто гомеопат попал в операционную и говорит хирургу, взявшемуся за нож: «Коллега, а может, капельками обойдемся?». Возьмем как минимум 20-процентную девальвацию рубля, умножим ее на гигантскую импортозависимость России. Добавим контрсанкции, которые-де помогут «подняться отечественному производителю» (читай – поднять цены на сыр из Ипохондрска). Вы считаете. Что он кинется не повышать цены, а расширять производство? Вам так положено считать, или вы сами? При ЭТИХ ставках, этой ситуации и ЭТИХ беспрестанных обсуждениях, а не повысить ли нам налоги? Как говорил Станиславский… ну, вы знаете.
Добавим к этому страхи торговцев, рост цен на бензин (вам же объяснили: растут, потому что нефть дешевеет), письмо главы РЖД в правительство с пояснениями, почему надо повысить железнодорожные тарифы не на 7%, а на 10%. И еще – греча, гречу не забудьте! Вы по-прежнему верите, что инфляция составит не 8%, а 8,5%?
Полагаю, что 15–20% – это тот уровень, на который в 2015 году может ориентироваться оптимист.
А банкир? Банкиру остается понять, как работать в этих условиях? Выжить между Сциллой инфляции и Харибдой предельных кредитных ставок. Лишиться рублевого рынка ликвидности, изоляционироваться от мирового рынка, потому чудом найти источник валютных ресурсов и умудриться преобразовать его в недорогие (иначе закричат о непомерной жадности банков!) рублевые ссуды. Обслуживать своих клиентов и при этом следить, как бы они, поганцы, не выводили свои деньги в оффшор, не обналичивали их и вообще были паиньками; причем – все поголовно…
А в общем – прогноз позитивный. Потому что все, что нас не убивает, делает нас смешливее. Или в первоисточнике было «сильнее»?
P.S. Материал подготовлен для журнала «Банки и деловой мир» и портала Bankir.Ru.